Google ведет маркетинговые войны на рынке голосовых помощников, особенно в части распространения голосовых колонок. И в этой войне все меры хороши, которые обеспечат результат. Что будет с рынком голосовых колонок в России и СНГ.
Умные колонки на рынке СНГ появились относительно недавно и представлены в основном разработками от Яндекс, но в США картина совершенно иная. На рынке существуют, как минимум, три крупных игрока: Amazon, Google и Apple. И если доля приверженцев яблочного бренда остается устойчивой, то позиции колонок от Амазон резко пошатнулись в последнее время.
Что происходит?
Google распространяет свой продукт за счет жесткого демпинговой политики:
- колонки с умными помощниками раздаются бесплатно на конференциях;
- подписчики Google One 2ТБ (семейная подписка на сервисы компании) получили Google Home Mini в подарок;
- распродажи с большими скидками.
Зачем демпинговать?
В этом вопросе важно понимать 2 вещи:
1. Основной ценностью для западных клиентов являются не разовые продажи, а рекуррентные платежи (регулярные платежи). В такой модели доход компании становится прогнозируемым и легче планируется, а риски снижаются;
2. Продукт Amazon стал пионерным именно в применении голосовых технологий в умных колонках, что дало им фору на старте и самую большую долю рынка (по разным оценкам это от 50 до 60%). Запуск продаж колонок от Google стартовал через год, а от Apple через 2,5 года.
Цена на колонки от Гугл изначально была ниже, но даже этот фактор не позволил доминировать на рынке смарт-колонок в США, поэтому долю рынка начали наращивать за счет демпинга, а возврат инвестиций получается за счет удержания и монетизации аудитории в течение длительного периода взаимодействия с гаджетом через разнообразные подписки, сервисы и т.д.
Также Google выпустила более дешевую версию умной колонки, что позволило еще больше нарастить продажи за счет поста спроса на эконом-вариант продукта.
Что ждет рынок умных колонок России?
На данный момент мы наблюдаем, что Яндекс следует маркетинговой политике Гугл, используя следующие приемы, опробованные корпорацией добра в США:
- прямые продажи своего флагмана Яндекс Станции за 9990 руб. (примерно 150 долларов США);
- создание более дешевых вариантов колонок IRBIS A за и DEXP Smartbox за 3290 руб. (примерно 50 долларов США);
- подключение подписки Яндекс Плюс по аналогии с Google One и распространение лимитированных колонок среди подписчиков Яндекс Музыки.
На данный момент Яндекс является монополистом на рынке смарт колонок с голосовым управлением в России, но если сравнивать с предыдущими продуктами, которые «зашли» на рынок США, далее эти товары начинают транслироваться по всему миру, в т.ч. и на рынок СНГ. И здесь у западных кампаний могут возникнуть определенные сложности:
- Колонки от Amazon дистрибутируются через собственную онлайн платформу, которая не работает в РФ, и этот существенный фактор делает маловероятным выход или получение значимой части рынка данным товаром.
- Apple HomePod находится в премиальном сегменте, и у этого товара определенно есть хороший задел на отечественном рынке, которые определяется довольно большого ядра пользователей других продуктов компании.
- Google Home и Home Mini находятся в том же ценовом сегменте, что и продукция Яндекса и продвигаются на рынке США методами, которые использует Яндекс в России. Это, с одной стороны, лишает преимуществ для завоевания широкого рынка, но с другой стороны дает альтернативу тем, пользователям, которые используют сервисы от Google, а не от Яндекса. К тому же у Гугла остается «козырь» в бесплатном раздаривании или продаже с очень большими скидками своего продукта среди подписчиков, что хорошо работает на рынке США и может «выстрелить» на рынке России и СНГ.
Есть ли будущее у подобных маркетинговых войн в России? Пишите свое мнение в комментариях!